Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

    Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации 

 

В 2017 году – начале 2018 года Управлением Минюста России по Астраханской области (далее - Управление) принято 23 решения об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций, из них при создании 8 общественных объединений, 3 религиозных организации и 7 иных некоммерческих организаций.

Основаниями отказов явились следующие:

- положения п.п.1, 2, 5 ч.1 ст.23 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - ФЗ «Об общественных объединениях»);

- положения пп.1, пп.2, пп.6 и пп.7 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях»);

- положения абз. 4 п.1 ст.12 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). 

Типичные нарушения:

- противоречие устава, протокола учредительного собрания, иных представленных документов законодательству Российской Федерации;

- необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке;

- представленные для государственной регистрации документы, содержат недостоверные сведения.

К наиболее распространенным ошибкам, допускаемым гражданами при подготовке документов, представляемых в Управление для регистрации некоммерческих организаций, являющимся причиной отказа в регистрации, можно отнести следующие:

1. Представление уставов некоммерческих организаций, в которых отсутствуют положения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», иными федеральными законами, устанавливающими требования к учредительным документам организаций, исходя из характера их деятельности, а также несоответствие положений уставов организаций данным законам, например:

1) в нарушение положений ст.ст.52, 53, 65.2, 65.3, ст.123.5, ст.123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.20 ФЗ «Об общественных объединениях» уставы общественных организаций не определяют случаи и порядок получения членами организации информации о деятельности общественной организации и ознакомления с ее бухгалтерской и иной документацией, а также не содержат:

- сведений о предмете деятельности организаций;

- сведений об имущественных правах и обязанностях членов организации;

- положений, определяющих порядок осуществления корпоративных прав членов организации;

- сведений о структуре общественной организации, правах ее структурных подразделений по управлению имуществом;

2) в нарушение положений ст.ст.65.1, 65.2, 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации уставы корпоративных организаций (ассоциаций (союзов), общественных организаций, казачьих обществ) не содержат положений, определяющих порядок, способ и сроки участия членов организации в образовании имущества организации, положений, определяющих единоличный исполнительный орган;

3) исключительная компетенция высшего органа некоммерческой организации определяется в уставах организаций без учета вопросов, предусмотренных положениями ст.65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно в уставах организаций отсутствуют положения, определяющие вопросы исключительной компетенции:

- по определению порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников;

- по принятию решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

При этом уставами организаций предусматривается закрытый перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа корпоративной организации без указания на рассмотрение данным органом иных вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение положений п.1 ст.123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительная компетенция высшего органа ассоциации (союза) не содержит вопросов о принятии решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в имущество организации и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом;

4) в нарушение положений ст.123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации уставы ассоциаций (союзов) не содержат положений, определяющих порядок осуществления корпоративных прав членов организаций;

5) статус органов некоммерческих организаций не соответствует нижеуказанным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации:

- в общественной организации действует высший орган, образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.), постоянно действующий коллегиальный руководящий орган (совет, правление, президиум и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы;

- в ассоциации (союзе) действует высший орган, образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.);

- в фонде действует высший коллегиальный орган, избирается единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.д.), попечительский совет, который является органом, осуществляющим надзор за деятельностью фонда, и может быть назначен коллегиальный исполнительный орган фонда (правление);

- управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители (учредитель) в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями (учредителем). По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.);

6) нарушение законодательства в части формирования органов корпоративной некоммерческой организации.

Положениями ст.65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено разделение некоммерческих организаций на корпоративные (общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации) и унитарные (фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации). В зависимости от организационно-правовой формы некоммерческие организации могут быть отнесены к той или иной группе. Органы в корпоративной некоммерческой организации формируются в соответствии с требованиями п.4 ст.65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с требованиями федеральных законов, регулирующих создание и деятельность некоммерческих организаций соответствующей организационно-правовой формы и вида.

С учетом вышеизложенного лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями;

7) уставы корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации (союзы), казачьи общества), устанавливая закрытые перечни прав и обязанностей членов организации, не предусматривают прав и обязанностей членов корпораций, определенных положениями ст.ст.65.2, 123.6, 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.6 ФЗ «Об общественных объединениях»;

8)     в нарушение ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.4 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст.28 ФЗ «Об общественных объединениях» наименования общественных и иных некоммерческих организаций не содержат указания на характер деятельности организаций, определяемый предметом их деятельности (видами деятельности), предусмотренными их уставами;

9) в уставах фондов допускается возможность их реорганизации, что прямо запрещено положениями п.3 ст.123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) в нарушение положений п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях» уставы некоммерческих организаций не определяют виды приносящей доход деятельности организации в случае, если уставом организации предусмотрено право осуществления такой деятельности;

11) отсутствие в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, описания используемой организациями символики, что противоречит положениям п.5 ст.3 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч.2 ст.20 ФЗ «Об общественных объединениях;

12) виды деятельности, предусмотренные в уставах некоммерческих организаций, а также виды экономической деятельности, указываемые в представляемых заявлениях о государственной регистрации, не соответствуют целям деятельности организаций, что является нарушением п.1 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях»;

13) в нарушение положений ст.ст.52, 123.9 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.14, 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» устав некоммерческой организации предусматривает открытый перечень видов деятельности, образующих в совокупности предмет деятельности некоммерческой организации, и не является исчерпывающим;

14) согласно положениям ст.21.1 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации).

Однако зачастую уставы религиозных организаций, определяя положения, касающиеся распоряжения имуществом религиозной организации, устанавливая при этом компетенцию органов организации, вышеуказанных полномочий не содержат;

15) в нарушение положений ст.123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.8, 10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставы религиозных организаций не содержат положений, определяющих отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, а также порядок принятия решения органами религиозной организации;

16) в нарушение ст.11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» представляемый религиозными организациями документ об основах вероучения и соответствующей ему практики не содержит сведений, определяющих данные об истории возникновения религии и самих объединений;

17) в нарушение положений ст.10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», определяющего требования к уставу религиозной организации, в уставе религиозной организации данные, касающиеся ее структуры, отсутствуют;

18) наличие в представленных религиозными организациями документах противоречивых сведений об их вероисповедании, в частности, указание в их уставах вероисповедания отличного от вероисповедания централизованной религиозной организации, в структуру которой входят данные организации;

19) в нарушение пп.1 п.1 ст.20 ФЗ «Об общественных объединениях», п.3 ст.14 ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе общественных организаций, иных некоммерческих организаций отсутствует указание на организационно-правовую форму некоммерческих организаций.

2. Представление иных документов, противоречащих законодательству Российской Федерации:

1) составление протоколов заседаний органов организации без учета положений статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно отсутствие в них сведений о:

-времени проведения заседания;

-лицах, проводивших подсчет голосов;

-лицах, принявших участие в заседании органа.

Кроме того, в нарушение положений ст.50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в решениях об учреждении юридических лиц зачастую отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества некоммерческой организации, а в решениях об учреждении корпоративного юридического лица (общественной организации, ассоциации (союза)) также отсутствуют сведения о порядке совместной деятельности учредителей по созданию некоммерческой организации;

2) при наличии в уставе общественной организации, иной некоммерческой организации данных об осуществлении приносящей доход деятельности в нарушение ст.ст.50, 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения о формировании организацией достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества в решении учредительного собрания организации отсутствуют;

3) при принятии решения о создании некоммерческой организации учредителями не принимаются решения о формировании всех органов организации, включая ревизионные и надзорные, предусмотренных ее уставом, что также является нарушением положений ст.50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации;

4) в нарушение положений п.1 ст.65.1, п.п.1,2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы, отнесенные к исключительной компетенции коллегиального высшего органа корпоративной некоммерческой организации, принимаются единолично членами данной организации.

3. Представляемые для государственной регистрации заявления оформляются без соблюдения Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (далее - Требования), а именно:

- типы адресных объектов (район (улус и т.п.), город (волость и т.п.), населенный пункт (село и т.п.), улица (проспект и т.п.)) указываются без использования сокращений в соответствии с приложением 2 к Требованиям;

- указываются виды экономической деятельности, состоящие менее чем из 4-х цифровых знаков;

- не заполняются поля, подлежащие заполнению (сведения о должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, о месте рождения, дате рождения учредителя либо заявителя, о способе выдачи (направления) документов, подтверждающих внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц, или решения об отказе в государственной регистрации);

- наличие в заявлении исправлений (при заполнении заявлений вручную);

- двусторонняя печать заявления.

4. Типичной ошибкой для отделений общественных объединений является непредставление уведомления от центрального руководящего органа общественного объединения, отделением которого оно является, а также представление документов для государственной регистрации, не заверенных центральным руководящим органом. Представление указанных документов предусмотрено положениями ст.21 ФЗ «Об общественных объединениях.

Одновременно полагаем актуальным отметить нижеследующие ошибки, встречающиеся при рассмотрении документов, представленных заявителями:

1. Наличие несоответствий в представляемых документах:

- количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации создания юридического лица, часто не соответствуют количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за создание некоммерческой организации;

- разночтения в названии некоммерческой организации, указанном в уставе, в заявлении, протоколе.

2. Встречающаяся ошибка - неправильное указание кода бюджетной классификации при уплате государственной пошлины.

Реквизиты кодов бюджетной классификации размещены на Интернет-сайте Управления to30.minjust.ru, на информационном стенде в здании Управления по адресу: г. Астрахань, ул. Бабушкина/Кирова, д.22/31. Соответствующие памятки с указанными реквизитами можно получить непосредственно в Управлении.

Во избежание ошибок при вводе реквизитов для оплаты государственной пошлины разработаны образцы платежной квитанции с нанесенным линейным штрих-кодом, в котором зашифрованы реквизиты получателя (ИНН/КПП, расчетный счет и другие) и реквизиты платежа (такие как КБК и ОКТМО). Оплатить государственную пошлину возможно с помощью платежного терминала Сбербанка России, оборудованного сканером для считывания штрих-кода. При оплате государственной пошлины после считывания сканером штрих-кода с квитанции необходимо внести паспортные данные заявителя и сумму к оплате.

Квитанции для оплаты государственной пошлины можно скачать с сайта Управления to30.minjust.ru или получить непосредственно в Управлении.

3. Представление документов в непрошитом и непронумерованном виде.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются.

4. Непредставление необходимых документов или представление документов в единственном экземпляре.

Согласно положениям пункта 5 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», п.41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 №455, все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (уставы) представляются в трех экземплярах.

5. Несоблюдение порядка формирования (назначения) органов общественных и религиозных организациях, входящих в структуру общероссийских общественных организаций и централизованных религиозных организаций.

В соответствии с положениями п.4 ст.20 ФЗ «Об общественных объединениях», п.8.1 ст.8, п.2 ст.10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставом общественных объединений и религиозных организаций регулируется порядок образования органов управления организацией.

Принимая во внимание вышеуказанное, в уставах отделений общероссийских объединений, а также в уставах местных религиозных организаций может быть предусмотрена обязательная процедура согласования, либо назначения (формирования) руководящих органов вышестоящей организацией, в структуру которой они входят.

6. Заверение заявления о государственной регистрации некоммерческой организации подписью ненадлежащего лица.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

-руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого лица;

-иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица в соответствии с положениями устава;

-учредитель юридического лица при его создании;

-руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

Одновременно необходимо обратить внимание на следующее.

Документы для государственной регистрации некоммерческих организаций могут быть представлены в Управление непосредственно заявителем (лица, имеющие право выступать в качестве заявителей, перечислены выше) либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Подготовка документов для регистрации некоммерческих организаций достаточно сложный процесс, требующий внимательного отношения, учета требований различных нормативных правовых актов Российской Федерации. Последствия отказа в регистрации некоммерческой организации – это, в том числе и необходимость повторной уплаты государственной пошлины. Цель данного обзора – оказание помощи в подготовке документов для государственной регистрации некоммерческих организаций.

Обращаем внимание, что в целях оказания практической помощи гражданам при подготовке документов для государственной регистрации некоммерческой организации Управлением разработаны:

1) примерные уставы:

- ассоциации (союза);

- благотворительного фонда;

- общественной организации;

- автономной некоммерческой организации;

- образовательной организации;

2) образцы протоколов учредительного собрания, заседаний коллегиальных высших органов организаций при принятии решений о внесении изменений в учредительные документы организаций, о ликвидации некоммерческих организаций, об утверждении ликвидационного баланса;

3) образцы заполнения заявлений и уведомлений, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций.

С указанными документами можно ознакомиться на Интернет-сайте Управления to30.minjust.ru, а также на информационных стендах и демонстрационных системах в здании Управления по адресу: г. Астрахань, ул. Бабушкина/Кирова, д.22/31.

06 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).