Вы здесь

История управления

 

ОБ ОРГАНАХ ЮСТИЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРИТОРИИ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ

 

8 сентября 1802 года был обнародован Манифест императора Александра I «Об учреждении министерств». В числе восьми министерств было учреждено и Министерство юстиции, на которое были возложены функции подготовки законодательных актов, управления деятельностью судов и прокуратуры. «Мы заблагорассудили, - сообщалось в Манифесте, - разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить онные ведению избранным министрам…». Первым Министром юстиции Генерал - Прокурором Российской империи был утвержден Гавриил Романович Державин, выдающийся русский поэт и государственный деятель, который много сделал для укрепления российской государственности, защите справедливости, законности и правосудия. Он лично занимался разработкой Положения о департаментах Министерства, отработкой механизма его взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами. И именно слова Державина «Ваш долг есть: сохранять законы» стали для следующих поколений основными приоритетами в деятельности.

Местным органом юстиции в Астраханской губернии являлся сословный суд, в котором дела были смешаны по существу, но разделялись по сословиям: верхний земский суд для дворянства, верхняя расправа для непомещичьих крестьян. Процесс судопроизводства был негласным. Стороны не присутствовали при рассмотрении дел. Институт адвокатуры отсутствовал. Эта система судебных учреждений просуществовала почти без изменений до реформы 1864 года.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

     Не случайно сегодня в России, согласно Указу Президента от 4 февраля 2008 года № 130, День юриста отмечается 3 декабря (20 ноября по старому стилю) – в день, когда в России была принята серия судебных уставов и других законодательных актов, ставших основой всей реформы 1864 года.

На основании указа Сената от 20.11.1864 был создан Астраханский окружной суд, который являлся высшей судебной инстанцией для разбора гражданских и уголовных дел всех сословий. В его функции входил разбор гражданских и уголовных дел, рассмотрение апелляций на решения земских начальников, городских судей и уездных членов окружного суда.

Он располагался на Биржевой улице, продолжающей Большую Демидовскую - ныне ул. Свердлова, Дом профсоюзов, камеры предварительного заключения выходили на набережную Кутума – ныне старое здание Управление ГИБДД УВД по Астраханской области. При Астраханском окружном суде числились и нотариусы, и городские мировые судьи, и судебные приставы.

Должность Астраханского губернского прокурора встречается в архивных документах еще с конца 18 века. К сожалению, кроме фамилий, никаких сведений о них не сохранилось.

Профессиональные нотариусы в России появились лишь в XIX веке, после принятия Положения о нотариальной части. Принятое Правительствующим Сенатом и первоначально озаглавленное как временное, Положение было утверждено императором Александром II 14 апреля 1866 года. С этого времени лицом, специально наделенным властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. Нотариусы состояли при соответствующих окружных судах. По Положению о нотариальной части нотариусы считались на государственной службе, им присваивался VIII чин по должности.

13 декабря 1895г. по указу императора Николая II Главное тюремное управление из ведения Министерства внутренних дел перешло под юрисдикцию Министерства юстиции, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

Революция 1917 года - новый этап развития нашего государства - изменила органы государственной власти и управления общества. Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции, основными задачами которого стали – создание единого народного суда и руководство им; налаживание работы следственного аппарата, законотворческая деятельность и издание руководящих разъяснений по применению законодательства; систематизация и кодификация законодательства. Одновременно с созданием Наркомюста происходило и становление его местных органов, губернских и уездных комиссариатов юстиции, впоследствии преобразованные в отделы юстиции губисполкомов. На них были возложены задачи по организации и руководству всей системы юридических учреждений в губерниях и уездах, создание юридических центров, разрешение неотложных судебных дел.

Отдел юстиции при Астраханском губернском исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и ловецких депутатов (ГУБЮСТ) образован в 1918 г. и действовал до 1928 г. Им руководил Я.Шварц. С 1919 года – С.Генералов.

Отдел юстиции решал массу вопросов, касающихся самых различных сфер жизни, оценивая их с точки зрения законности – от национализации мельниц до карточных игр, которые могут быть признаны азартными.

В 1921 г. отдел юстиции был переименован в Астраханское уездное бюро юстиции.

1922 год стал заметной вехой в истории развития органов юстиции.

В мае ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При этом государственная прокуратура учреждалась в составе Наркомюста. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Первым прокурором Республики стал наркомюст РСФСР Д.И.Курский. В этом же году принято Положение об адвокатуре, изданы Положения о нотариате и об арбитражных судах. В ноябре было принято Положение о судоустройстве РСФСР.

Решением IX Всероссийского съезда Советов губернские отделы юстиции были упразднены. Их функции по судебному управлению перешли к губернским судам. Помещения, наличный инвентарь, хозяйство, денежные средства и кредиты переходили к прокуратуре.

Существенные изменения в структуре и функциях органов юстиции произошли в 1936г. 20 июля постановлением ВЦИК и СНК СССР был образован Народный Комиссариат юстиции СССР (союзно-республиканский). Первым народным комиссаром юстиции СССР и Прокурором Республики стал Н.В.Крыленко.

На Наркомат юстиции СССР и его органы на местах была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В военный период Наркомюст СССР осуществлял не только организационное руководство судами, но в ряде случаев давал указания и по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, квалификации преступления, сроках рассмотрения дел.

После окончания Великой Отечественной войны в работе органов юстиции произошли значительные изменения. В 1946 году Народный комиссариат юстиции был преобразован в Министерство юстиции СССР. 19 марта 1946г. первым министром юстиции СССР и Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

До 1944 года Астрахань являлась частью Сталинградской области единственным органом юстиции на ее территории был Окружной суд. В 1944 г. образовалась Астраханская область и Управление Наркомата юстиции при Астраханском областном Совете депутатов трудящихся. В 1946 г. было принято новое название - Управление Министерства юстиции по Астраханской области.

Территориальные Управления Министерства юстиции существовали до 1958 г. Затем они были упразднены, а их функции переданы областным судам, которые кроме непосредственно судебной работы организовывали материально-техническое обеспечение, подбор кадров, им также подчинялся нотариат. Адвокатура в то время была замкнута на юридические комиссии при Совете Министров СССР. С 1958 по 1970 гг. оставалось только Министерство юстиции.

В конце 1970 г. Управления и отделы юстиции в краях и областях (в зависимости от величины региона) в целях отделения судебных действий и освобождения судов от несвойственных им функций были восстановлены. С 1970 года отделом юстиции Астраханского облисполкома назначен И.А. Кудинов, пришедший сюда с должности председателя областного суда. В 1987 году начальником отдела юстиции Астраханского облисполкома назначен                   Б.П. Григорьев.

В 1991 г. Астраханский облисполком прекратил свои полномочия. Была утверждена структура Администрации Астраханской области, в состав которой вошел отдел юстиции. В 1994 году отдел юстиции Администрации Астраханской области был реорганизован в Управление юстиции Администрации Астраханской области. Управлению юстиции подчинялись: областной суд, районные суды, государственные нотариальные конторы, областная и межтерриториальная специализированная коллегия адвокатов.

Продолжающиеся реформы органов юстиции России не обходят стороной и нашу область. На Управление министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области (преобразованное в 2000 году из областного управления юстиции), возложены задачи по проведению экспертизы нормативно-правовых актов субъектов и  созданию Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Эти и другие задачи, возложенные на Министерство юстиции Российской Федерации, его органы на местах выполняли с января 2005 года по май 2008 года в составе Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области.

В 2008 году проводимая в России административная реформа вновь коснулась деятельности Министерства юстиции России и Федеральной регистрационной службы в частности. В соответствии с Указом Президента России от 12.05.2008. №724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и с Указом Президента России от 14.07.2008 №1079 "О внесении изменений в Указ Президента России от 13.10.2004 №1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившим силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Росрегистрация перешла в подчинение Министерства экономического развития. Находясь в подчинении Министерства экономического развития, территориальные органы Федеральной регистрационной службы по-прежнему осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, контролируют деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Осуществляемые ранее полномочия по государственной регистрации общественных и религиозных объединений, отделений политических партий, иных некоммерческих организаций, проставление апостиля, контроль и надзор за нотариатом и адвокатурой вновь переданы в ведение Министерства юстиции России и его территориальных органов.

В этом же году, в результате преобразования Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области и реорганизации Управления Министерства юстиции по Южному Федеральному округу, на территории Астраханской области было создано Управление Минюста России по Астраханской области. Руководителем назначен Е.Г. Моргуль.

С первых дней создания Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области нового формата решает широкий круг задач, определенных Указами Президента России Дмитрия Медведева и приказами Министра Александра Коновалова. Это обеспечение проведения государственной политики, создания и функционирование единого правового пространства Российской Федерации на территории Астраханской области, а также защита прав и свобод человека и гражданина, проведение государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных и некоммерческих организаций, контроль за их деятельностью, осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, государственная регистрация актов гражданского состояния.

В настоящее время в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации  по Астраханской области действуют следующие структурные подразделения:

  •  отдел законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований;
  •  отдел регистрации некоммерческих организаций;
  •  отдел контроля за деятельностью некоммерческих организаций и контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;
  •  отдел по обеспечению деятельности Управления.

22 июля 2011 года приказом Минюста России № 954-лс  начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области назначена Евгения Юрьевна Чичкова.

Несмотря на непродолжительное время с момента создания, Управление эффективно выполняет свои функции и создает перспективу для повышения роли Министерства юстиции в процессе реформирования российского общества.

05 июня 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).