Вы здесь

Обзор результатов проверок органов ЗАГС Астраханской области, проведенных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области в 2014 году

В рамках возложенных полномочий в 2014 году Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области (далее – Управление) проведены 4 плановые выездные проверки территориальных отделов службы записи актов гражданского состояния Астраханской области (далее – служба ЗАГС Астраханской области) из 4 запланированных, а именно:

- специализированного отдела по государственной регистрации заключения брака службы записи актов гражданского состояния Астраханской области
(с 12.05.2014 по 30.05.2014);

- отдела службы ЗАГС Астраханской области по Трусовскому району
г. Астрахани (с 09.06.2014 по 01.07.2014);

- отдела службы ЗАГС Астраханской области по Красноярскому району Астраханской области (с 11.08.2014 по 29.08.2014);

- отдела службы ЗАГС Астраханской области по Кировскому району
г. Астрахани (с 27.10.2014 по 25.11.2014).

Внеплановые проверки Управлением в 2014 году не проводились в связи с отсутствием оснований для их проведения, предусмотренных Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденным приказом Минюста России от 20.11.2012 № 212 (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 53 Административного регламента при проведении проверок применялся выборочный метод.

В рамках реализации государственной функции в части надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния проверялись:

- книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги);

- документы, являющиеся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, а также их исправления (изменения);

- документы по внесению исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния;

- журналы учета заявлений и (или) заявления граждан о государственной регистрации актов гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий и иные документы, представленные в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния и совершением иных юридически значимых действий;

- платежные документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий;

- документы, подтверждающие предоставление в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также документы, касающиеся формирования архивных фондов.

В рамках реализации государственной функции в части контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния проверялись:

- вопросы учета и хранения бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, являющихся документами строгой отчетности;

- взаимодействие с территориальным органом Минюста России по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

- работа с обращениями граждан, в том числе жалобами на действия (бездействие) органов ЗАГС, своевременность их рассмотрения;

- достоверность, полнота и своевременность представления в территориальный орган статистической отчетности, установленной Минюстом России в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

- проведение мероприятий по защите и сохранности информации.

По результатам проверок отделов службы ЗАГС Астраханской области             (далее – отделы) составлены акты проверок, которые вручены руководителям проверяемых отделов под росписку об ознакомлении.

В ходе проведения проверок установлено, что в целом деятельность отделов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Вместе с тем, в каждом из проверяемых отделов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

Из выявленных Управлением нарушений законодательства Российской Федерации наиболее распространенными являются следующие.

1) В сфере государственной регистрации рождения:

- нарушения ст. 17 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния» (далее – Закон), а также рекомендаций по государственной регистрации рождения и установления отцовства от 12.01.2011 исх. № 16/227-ЮЛ, подготовленных Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России (далее – Рекомендации). Так, отделами при регистрации рождения в актовую запись сведения об отце не вносились по желанию матери-одиночки, однако в графе 19 указано, что сведения об отце внесены на основании заявления матери;

- в нарушение ст. 18 Закона при государственной регистрации рождения в ряде отделов имя ребенка, а также его фамилия при разных фамилиях родителей записывались по указанию отца или матери ребенка. При этом документы, подтверждающие соглашение родителей о присвоении ребенку соответствующего имени и фамилии, отсутствовали. Действия органов ЗАГС при этом заинтересованными лицами не обжаловались.

2) В сфере государственной регистрации перемены имени:

- в нарушение п. 46 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 № 432 (далее – Правила), в единичных случаях в актовых записях о перемене имени подпись лица, переменившего имя, в графе 10 не соответствует его фамилии, указанной в графе 1 «Фамилия до перемены имени»;

- согласно ч. 2 ст. 60 Закона и п. 11 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 29.11.2011 №412 (далее – Административный регламент), заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления о перемене имени может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа записи актов гражданского состояния. Кроме того, в соответствии с п. 65 Административного регламента административная процедура перемены имени включает в себя следующие этапы: прием заявления о перемене имени, принятие решения о государственной регистрации перемены имени; государственная регистрация перемены имени (включая, в том числе, оформление двух экземпляров записи о перемене имени, оформление свидетельства о перемене имени, выдачу свидетельства о перемене имени заявителю, подготовку и направление соответствующих извещений о государственной регистрации перемены имени).

В нарушение ч. 2 ст. 60 Закона, п.п. 11, 65 Административного регламента в единичном случае отделом нарушен срок рассмотрения заявления о перемене имени: месячный срок рассмотрения заявления о перемене имени увеличен без наличия уважительных причин (заявление подано в отдел 14.07.2011, актовая запись оформлена 16.09.2011, соответствующие извещения о перемене имени направлены 16.09.2014).

3) В сфере государственной регистрации заключения брака:

- в нарушение ч. 1 ст. 7 Закона в одном случае органом ЗАГС принимались документы иностранных граждан, выданные компетентными органами Германии и предъявленные для государственной регистрации заключения брака, без легализации;

- в соответствии с п. 29 Правил при заполнении бланка записи акта о заключении брака подписи, подтверждающие отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, а также подписи в графе 12 должны соответствовать фамилиям, указанным в графе 1 «Фамилия до заключения брака». Кроме того, заявление о заключении брака, форма бланка которого утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений» (далее – постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм бланков заявлений»), предусматривает подписи лиц, вступающих в брак в соответствии с их добрачными фамилиями. Таким образом, подписи лиц, вступающих в брак, в заявлении о заключении брака должны соответствовать их подписям в записи акта о заключении брака. Однако в ходе проверки отделов выявлены случаи несоответствия подписей в заявлениях о заключении брака и актовых записях о заключении брака;

- в нарушение ч. 1 ст. 29 Закона, п. 12 Правил выявлены случаи, когда национальность лица, вступающего в брак, в заявлении указана, а в актовой записи о заключении брака национальность лица не указана;

- в нарушение ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», выявлены случаи указания в записях актов о заключении брака в качестве места жительства гражданина наименование исправительной колонии, следственного изолятора.

4) В сфере государственной регистрации расторжения брака:

- в нарушение ч.3 ст. 169 Семейного кодекса Российской Федерации в единичных случаях в записи акта о расторжении брака, расторгнутого по решению суда до 1 мая 1996 года, дата прекращения брака не совпадала с датой составления записи акта о расторжении брака;

- в нарушение ч. 4 ст. 34 Закона при государственной регистрации расторжения брака по заявлению одного из супругов в извещении лицу, отбывающему наказание, о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака, в единичном случае отдел не указывал на необходимость сообщения до даты, назначенной для государственной регистрации расторжения брака, фамилию, которую осужденный избирает при расторжении брака.

5) В сфере государственной регистрации усыновления (удочерения):

- в нарушение ст. 41 Закона, постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм бланков заявлений» в заявлениях об усыновлении (удочерении) не отражено волеизъявление усыновителя по вопросу записи усыновителя в качестве родителя ребенка;

- в нарушение ст. 42 Закона актовые записи об усыновлении (удочерении) не содержат сведений о гражданстве родителей, хотя в свидетельстве о рождении ребенка указано гражданство родителей.

6) В сфере государственной регистрации установления отцовства:

- в нарушение рекомендаций по государственной регистрации рождения и установления отцовства от 12.01.2011 исх. № 16/227-ЮЛ, подготовленных Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России, при одновременной регистрации рождения и установления отцовства отделом в ряде случаев в графе 1 записи акта о рождении фамилия ребенка указывалась по фамилии отца, а не по фамилии матери с последующим внесением изменений.

7) Нарушения положений Налогового кодекса Российской Федерации, связанные, в частности, с уплатой государственной пошлины ненадлежащим плательщиком (ст. 333.17).

По результатам проведения проверок отделов ЗАГС Астраханской области Управлением в соответствии с п. 13 Административного регламента руководителю службы ЗАГС Астраханской области направляется информация о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства Российской Федерации. В 2014 году Управлением направлено 4 информационных письма руководителю службы ЗАГС Астраханской области о выявленных в ходе проверок нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в 2014 году Управлением не вносились.

В свою очередь, службой ЗАГС Астраханской области, в целях предотвращения нарушений законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полученная от Управления информация по итогам проверок деятельности отделов ЗАГС Астраханской области, проведенных Управлением, направляется во все отделы службы ЗАГС Астраханской области для анализа и изучения на занятиях по профессиональной подготовке.

12 марта 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).